Home Расчетно-справочный центр

Плата за вывоз мусора: право или обязанность владельцев частных домов

В адрес КУМПП «Столинское ЖКХ» часто поступают обращения граждан о необходимости разъяснения вопросов заключения гражданами, проживающими в индивидуальных жилых домах, принадлежащих им на праве собственности, договоров на оказание услуги по вывозу от одноквартирного, блокированного жилого дома твёрдых коммунальных отходов, их обезвреживанию и утилизации, внесения платы за эти услуги.

Данная статья ответит на возникшие вопросы, а также об ответственности граждан за несоблюдение действующего законодательства Республики Беларусь по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Утилизация мусора – насущная проблема, решение которой касается каждого и должно проходить в установленном законом порядке. В соответствии с действующим законодательством жители населённых пунктов обязаны заключить договоры с КУМПП Столинское ЖКХ на вывоз мусора с придомовых территорий. И если с жильцами многоквартирных домов проблемы заключения таких договоров не существует, то в частном секторе, особенно на селе, есть вопросы.

В своём большинстве владельцы частных домов отказываются вступать в договорные отношения с коммунальниками по оказанию услуги вывоза мусора. Кто-то из домовладельцев утверждает, что справляется с мусором самостоятельно, вывозя на полигон, или же все сжигают в печи. Кто-то сетует: если рядом нет контейнера, так за что платить?

При всем уважении к заявителям все же хочется усомниться в истинности утверждения. Самое красноречивое подтверждение тому, что отходов на селе образуется предостаточно, - существующие мини-полигоны, которые завалены мусором от населения. А также наличие несанкционированных свалок, как в самих населенных пунктах, так и за пределами: в лесах, прибрежных районах.  В таких случаях все винят друг друга. Но от этого никому не легче: свалки растут.

Следует напомнить, что обязанности и ответственность граждан по обращению с отходами прописаны также в Конституции Республики Беларусь.


Обязанности потребителя и исполнителя по заключению договора

Граждане несут обязанность по раздельному сбору отходов и выбрасыванию их только в санкционированных местах. Данные нормы закреплены как обязанность граждан в ст.17 закона Республики Беларусь от 20 июля 2015 года №271-3 «Об обращении с отходами».

В соответствии с ним каждый гражданин нашей страны обязан проводить раздельный сбор отходов. Все коммунальные отходы, образующиеся на территориях населённых пунктов, подлежат сбору и удалению в санкционированных местах хранения и захоронения отходов. Несанкционированное размещение отходов, самовольное их захоронение запрещены.

Указом Президента Республики Беларусь №535 от 31.12.2015 г. “О предоставлении жилищно-коммунальных услуг”, вступившего в силу с 01.01.2016 г., внесены изменения в перечень основных жилищно-коммунальных услуг, согласно которому услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является основной, что означает обязательность оказания данной услуги населению.

Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунального хозяйства» от 16.07.2008г. №405-3 предусматривает обязательность заключения договора на оказание  основных жилищно-коммунальных услуг не только для исполнителя, но и для потребителя , за исключением случаев, когда потребитель письменно отказался от заключения такого договора и  неоказание этих услуг конкретному потребителю технически возможно.

Неоказание таких услуг конкретному потребителю технически возможно, если имеющиеся технические средства позволяют исполнителю на практике не оказывать услуги конкретному потребителю и при этом лишить потребителя фактической возможности пользоваться данной услугой.

В соответствии со ст. 17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2015г. №271-З “Об обращении с отходами”, граждане несут обязанность по раздельному сбору отходов и выбрасыванию их только в санкционированных местах. Несанкционированное размещение отходов, самовольное их захоронение запрещены.

Предоставить гражданам санкционированные места временного хранения отходов потребления в населенных пунктах могут только организации жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющие деятельность по обращению с коммунальными отходами. В соответствии со схемой обращения с твердыми коммунальными отходами, санкционированным местом хранения отходов потребления для граждан является транспортное средство при подомовом объезде частных домовладений.

В то же время у организации жилищно-коммунального хозяйства, исполнителя данной услуги, отсутствуют технические средства, позволяющие  на практике не оказывать услуги конкретному потребителю и при этом лишить его фактической возможности пользоваться данной услугой. Тем более что организации жилищно-коммунального хозяйства обязаны осуществлять удаление всех отходов потребления, образующихся в населенных пунктах, в том числе с целью обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности.

Следовательно, граждане, проживающие в индивидуальных домах, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со ст. 15 Закона и ст. 415 Гражданского кодекса Республики Беларусь, если одна из сторон (исполнитель или потребитель), для которой заключение договора обязательно, уклоняется от заключения договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, с отнесением на потребителя  всех судебных издержек.  Госпошлина за подачу иска на понуждение заключения договора составляет 3 базовых величины в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь.

Напоминаем, что такие понятия как «отсутствие отходов» и «отходы не образуются» действующим законодательством не закреплены, таким образом все и юридические, и физические лица, осуществляющие свою деятельность, являются производителями отходов.


Плата и начисление

Начисления за обращение с ТКО производятся согласно Положения о порядке расчёта и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014г. №571 (далее - Положение).

Им, в частности, определено, что плата за вывоз, обезвреживание и переработку твёрдых коммунальных отходов рассчитывается по субсидированным тарифам для населения исходя из норматива их образования, утверждённого решением Столинского районного исполнительного комитета, и количества зарегистрированных по месту жительства.

Решением Брестского областного комитета устанавливаются тарифы на вывоз твёрдых коммунальных отходов, и они едины для всех потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Согласно статьи 16 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» инвалиды 1 и 2 группы, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо с неработающими пенсионерами, имеют право на 50% скидку с платы за коммунальные услуги. Для оформления льготы необходимо в наш адрес выслать копию удостоверения инвалида, справку о месте жительства и  составе семьи и заявление о предоставлении льготы.

К сведению, на сегодняшний день оплата на одного человека за вывоз мусора составляет 1 руб. 16 коп. в месяц.

Длительное отсутствие по месту регистрации не является основанием для расторжения договора на предоставление обязательной жилищно-коммунальной услуги.

В случае отсутствия плательщика коммунальных услуг по месту жительства более 10 суток подряд и предварительно поставил в известность об этом организацию, производящую начисление платы за коммунальные услуги, Положением о порядке перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.12.2005г. №1466, предусмотрен перерасчет.

Для проведения перерасчёта платы за коммунальные услуги необходимо представить соответствующие документы. При выезде за границу, к примеру, именные проездные билеты или другие документы, подтверждающие нахождение за пределами страны. Перерасчёт может быть произведён, если представлены справки из санаторно-курортных и других оздоровительных организаций, о пребывании в больничном стационаре, с места предварительного заключения или лишения свободы, из части по месту прохождения срочной воинской службы, сборов. При выезде в другие сельские населённые пункты или на дачные участки, на учёбу, в командировку представляется справка из сельского исполнительного комитета, садоводческого товарищества, учебного заведения, с места работы. При выезде для ухода за инвалидом Iгруппы либо, лицом, достигшим 80-летнего возраста – справка районного управления по труду, занятости и социальной защите населения.

Если пожилые люди выезжают на зиму к детям в город, они могут зарегистрироваться по месту пребывания в городе и представить в организацию, начисляющую плату за обращение с ТКО, письменное заявление и документы, подтверждающие регистрацию по месту пребывания..

Не редкость, когда дома используют под дачу, а также имеются жилые дома в собственности граждан, в которых никто не зарегистрирован, в этом случае начисление платы  производится исходя из норматива образования твердых коммунальных отходов на одного плательщика по субсидируемым тарифам для населения, что предусмотрено  п. 52 Положения.

Если в жилом помещении зарегистрированы по месту жительства 3 человека, проживает 1 человек, то придется платить за 3 человека. И это справедливо, ведь те, кто проживает в другом месте, там вывоз отходов не платят.

Согласно ст.29 Жилищного кодекса Республики Беларусь собственники жилых помещений обязаны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги.

Обязанность внесения платы за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с договорами на оказание жилищно-коммунальных услуг возникает: у собственника жилого помещения – со дня возникновения права собственности на эти помещения. В случае отказа от заключения договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг, собственники жилых помещений не освобождаются от внесения платы за фактически оказанные основные жилищно-коммунальные услуги. Таким образом, отказ от заключения договора не является причиной неоказания этой услуги и не освобождает собственников жилых домов от внесения платы за оказанные услуги.

Долг образуется с момента возникновения права собственности на жилое помещение и может быть взыскан в судебном порядке, а также путём совершения исполнительной надписи нотариуса.


Классификация отходов

В контейнеры для бумаги можно выбрасывать:  журналы, газеты, бумажные упаковки, картонные коробки, рекламные листовки из почтовых ящиков.

В контейнеры для пластика можно выбрасывать: ПЭТ-бутылки, канистры, полиэтиленовую пленку и пакеты, пластиковую упаковку от шампуней, гелей для душа и др. косметики, бутылки из-под бытовой химии, ведра, тазики, ручки без стержней, линейки.

В контейнеры для стекла можно выбрасывать:  бутылки, банки.

Коммунальные отходы – пакеты Tetra Pak (от молока, соков и т. д.), клейкая лента, памперсы, обои, фотобумага, одноразовая посуда, стаканчики от йогуртов и сметаны, пакеты от йогуртов, молока и сметаны, пищевая фольга, салфетки, пачки от сигарет, зеркала, автомобильные стекла, столовая посуда, лотки от мясных продуктов, упаковочные коробки из полистирола от тортов, фантики от конфет, пищевые отходы, упаковка для яиц из вспененного полистирола.


Обращаясь к собственникам жилых помещений, не заключившим договор на вывоз и обезвреживание ТКО, хочется напомнить, что охрана окружающей среды – долг каждого. Отказ от заключения договора является нарушением законодательства.

 
© 2018 КУМПП Столинское ЖКХ. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.